ООО "АГРОФИРМА"
село имени Г. В. Кайшева
К 80-летию Великой Победы
Всем советским людям, насильно угнанным в годы Великой Отечественной войны в фашистскую Германию, посвящается.
Накануне юбилея Великой Победы мы продолжаем серию публикаций о событиях военного времени. Наш сегодняшний очерк – о трагической судьбе 15-летней девочки-подростка, угнанной немецкими оккупантами в Германию и о её чудесном освобождении.
По данным Нюрнбергского процесса, из СССР в Германию во время Второй мировой войны было вывезено 4 миллиона 979 тысяч человек. Среди них – более 2 миллионов мальчишек и девчонок, юношей и девушек, у которых навсегда украли детство и юность, искалечили жизни. Вместо имени – номер в немецких циркулярах. За непослушание – Освенцим или Бухенвальд.
И постоянно звучащее это надменное «русиш швайн» (с нем. – «русская свинья») в свой адрес…
Что пережили дети и подростки, вырванные из своего привычного окружения и ставшие «остарбайтерами»? Спустя 80 лет после победного мая 1945-го свидетельствуют близкие им люди…
Наша собеседница – Елена Григорьевна Леонова (Кайшева), жительница ст. Ессентукской. По давно сложившейся семейной традиции, в День Победы она непременно зажигает свечу перед иконой Спасителя и молится за упокой души всех детей и подростков, которые в годы войны были лишены Родины, подвергались бесконечным унижениям на чужбине и которых уже нет на этом свете…
– Моя мама – Александра Дмитриевна Пилавова, 1927 года рождения, осенью 1943 года была угнана оккупантами для работы в Германии, – так начинает Елена Григорьевна своё горькое повествование. – Она с родителями жила тогда в станице Нижне-Баканской Крымского района Краснодарского края. Фашисты к тому времени окончательно озверели от неудач на Восточном фронте и применяли на временно оккупированных советских территориях тактику «выжженной земли». Всё ценное отправляли в Германию, грабили население и за малейшую «провинность» расстреливали селян, а детей, молодёжь и физически здоровых мужчин и женщин под конвоем грузили в товарные вагоны и отправляли в Германию – в рабство…
…В уютном доме Елены Григорьевны в ст. Ессентукской, как священная реликвия, хранятся воспоминания Александры Дмитриевны о том роковом периоде её жизни. Уже будучи в почтенном возрасте, она продиктовала их своей внучке Ирине.
Из воспоминаний А. Д. Кайшевой (Пилавовой):
«… Нас, молодёжь 1926-1927 годов рождения, немцы отправили в товарном эшелоне. Когда мы доехали до Львова, нас высадили из вагонов и подвергли проверке. Затем опять загнали в вагоны и повезли в Германию. Прибыли мы в Штутгарт. Там нас ожидали «покупатели» – местные землевладельцы. Меня вместе с восемью другими девушками забрал помещик и привёз к себе в село Рехет. Помещика звали Рит Майстер, а его дочь – фройляйн Урсула. Так как никто из нас не владел немецким языком, то мы не могли узнать, в каком именно районе Германии находимся…».
Юная Александра на всю жизнь запомнила имена девушек, с которыми ей тогда довелось работать на немецкого хозяина: Нина, Мила, Варя, Ганна, Маша, Ульяна и Ядвига. Подростки выполняли всю тяжёлую сельскохозяйственную работу. Жили в специально построенном для них дощатом бараке, насквозь продуваемом всеми ветрами, с решётками на окнах. Спали на деревянных нарах из неструганых досок. Вставали с первыми лучами солнца и, наскоро поев (тонкий ломтик твёрдого, как камень, чёрного хлеба с маргарином и холодный эрзац-кофе с одним кусочком сахарина), шли в поле. У Рита Майстера было много земли!
А толстая фройляйн Урсула была уже тут как тут: следила, чтобы в поле ни травинки сорной не было! Если всё же находила «огрехи», била девушек кожаной плёткой по рукам.
Александре запомнился случай на кухне. Им было поручено чистить картофель к обеду, и одна из девушек, по мнению всё той же вездесущей Урсулы, слишком много срезала кожуры с клубней. Жестокосердая немка отхлестала бедную русскую работницу по щекам и, войдя в раж, ещё и оттаскала за волосы по грязному полу! Девушки вскочили, попробовали заступиться за подругу, но досталось и им: Урсула на сутки лишила их еды!.. Куда бежать? Как? На ночь их всегда запирали и охраняли. И потом, у них не было ни документов, ни денег, ни продуктов, ни тёплой одежды… Чужая и враждебная страна и кругом – надсмотрщики – полицейские с овчарками!..
Долгожданную свободу девушкам-«остарбайтерам» принесла победоносная Красная Армия весной 1945 года. Наши наступали так быстро, что немецкие хозяева просто не успели спрятать или перевезти в другое место своих бесплатных «остарбайтеров».
«…когда мы увидели наших солдат, идущих по улице с развёрнутыми знамёнами, радости не было конца! Мы плакали и смеялись, обнимали друг друга! Кончилось наше рабство! Ура! Наконец-то мы сможем вернуться к своим семьям! Уже не боясь никого, мы выбежали навстречу своим освободителям! Красноармейцы со словами: «Вы свободны, девчата! Идите за нами!» привели нас в какое-то большое светлое здание. Помню, там сидели и стояли десятки плохо одетых юношей и девушек, так же, как и мы, гнувших спины на немецких бюргеров. Люди в советской военной форме строго спрашивали нас, кто мы и откуда, когда и как сюда попали. А потом сверяли наши показания с данными из своих журналов. Как я потом узнала, это были журналы, в которых были указаны области и районы СССР, бывшие под немецкой оккупацией и из которых массово вывозили советских людей в немецкое рабство…».
После проверки девушкам предложили поработать санитарками в Лейпциге, в передвижном военном госпитале. Юная Александра целых полтора года ухаживала за ранеными советскими солдатами и только в конце 1946 года получила разрешение на выезд в СССР – домой!
К тому времени её семья из Краснодарского края переехала в станицу Суворовскую. Вскоре девушка вышла замуж за трудолюбивого парня Григория Кайшева. Молодая семья работала в колхозе «Гигант». Григорий был отличным механизатором и, когда началось освоение целинных земель, в числе лучших советских трактористов отправился в Казахстан – поднимать целину… Господь подарил Григорию и Александре троих детей – Елену, Владимира и Юрия. И простые сельские труженики приложили все силы к тому, чтобы их дети выросли порядочными, честными и грамотными людьми!
– У моей мамы была врождённая потребность заботиться об окружающих её людях, – вспоминает Елена Григорьевна. – Будь то родной сын, брат, сестра, племянник или соседский мальчишка – неважно! Для каждого у неё находились слова поддержки, могла терпеливо выслушать, приободрить, дать совет…
А ребятня со всей округи всегда знала: у тёти Шуры припасен в кармане сладкий гостинец для них!.. Я бы назвала её доброту Божьим даром. До всех ей было дело, только не до себя! Всех выучила, дала образование, помогла устроиться в жизни!..
Откуда в этой хрупкой с виду девушке было столько сил? Ещё в юности, на заре своей жизни перенеся страшные лишения и невзгоды, Александра не сломалась, не ожесточилась, не возненавидела мир. Наоборот! Вся её дальнейшая жизнь – а Господь щедро отмерил ей 92 года! – лучшее доказательство того, что именно доброта спасёт мир!
Александры Дмитриевны Кайшевой не стало 30 марта 2020 года. Но вечно будет жива память о ней – «стойком оловянном солдатике», который смог выстоять в жестокой битве за жизнь и победить!
Дмитрий Триандафилиди, член Союза журналистов России.